Программа развития школы на 2011-2014 гг.

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

 

Программа развития

образовательного учреждения

«Строим будущее для всех»

на 2011 – 2014 год 

 

Березники, 2011

                                    

                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»

                                  Директор

                   МС(К)ОУ «С(К)ОШ - И для детей с ТНР»

                                           _________________Н.Н. Шилина

                                           Приказ №124/1 от 30.08.2011г.

 

Протокол педсовета №1 от 30.08.2011г. 

 

Содержание Программы

  1. Паспорт Программы
    1. Наименование Программы.
    2. Законодательная база для разработки Программы.
    3. Государственный заказчик Программы.
    4. Разработчик программы.
    5. Исполнители Программы.
    6. Цель Программы.
    7. Задачи Программы.
    8. Сроки реализации Программы.
    9. Источники финансирования.
    10. Ресурсное обеспечение реализации Программы.
    11. Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.
    12. Основные показатели, отражающие уровень достижения цели.
    13. Система организации контроля выполнения Программы.
  2. Информационная справка.
    1. Общая информация.
    2. Ресурсная база.
    3. Кадровый состав. Обновление кадрового потенциала.
    4. Обучающиеся.
    5. Самоуправление.
    6. Здоровьесберегающее пространство школы.
    7. Общие сведения об организации учебно-воспитательного процесса.
    8. Методическое обеспечение образовательного процесса.
  3. Проблемы, на решение которых направлена Программа развития.
  4. Концепция Программы развития.
  5. Приоритетные направления развития школы.
  6. Направления развития образовательной среды.
    1. Направление «Реализация инновационных методик и технологий»
    2. Учебно-познавательное направление.
    3. Художественно-эстетическое направление.
    4. Нравственно-патриотическое направление.
    5. Здоровьесберегающее направление.
  7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы развития.
  8. Промежуточные результаты.

 

 

 

  1. Паспорт Программы.
  2. Наименование Программы

Программа развития Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи» «Строим будущее для всех»

  1. Законодательная база для разработки Программы
  2. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 № 124).
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 года №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
  5.  «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».  
  6. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации.
  7. Приоритетный национальный проект «Образование».
  8. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
  9. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с  требованиями ФГОС.
  10. Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
  11. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  12. Устав и локальные акты МБС(К)ОУ «С(К)ОШ – И для детей с ТНР»»

 

  1. Государственный заказчик Программы

Администрация МБС(К)ОУ «СКОШ – И для детей с ТНР»» г. Березники

  1. Разработчик Программы

Администрация школы, педагогический коллектив.

  1. Исполнители Программы

Администрация школы, педагогический коллектив, органы педагогического и ученического самоуправления, органы родительской общественности.

  1. Цель Программы

Определениестратегических целей, приоритетных ценностей и направлений деятельности  развития общеобразовательного учреждения, обеспечивающих доступное, эффективное и качественное образование обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи с учётом их индивидуальных особенностей, склонностей и способностей.

Задачи:

  • Формировать в школе разнообразное, насыщенное научным и культурным содержанием комплексное реабилитационное пространство, обеспечивающее коррекцию, развитие, эффективное обучение и воспитание учащихся с ТНР и благоприятствующее становлению и росту развивающейся личности в соответствии с её способностями и потребностями.
  • Создание условий для социализации обучающихся с ТНР, подготовка их к жизни в условиях современной действительности.
  • Развивать содержание образования, методы и средства обучения и воспитания.
  • Внедрять в практику работы современные образовательные, в том числе коррекционные, технологии, научно-проработанные учебные программы, учебные и методические пособия.
  • Расширять школьную сеть вариативного образования и тем самым предоставить обучающимся оптимальные возможности для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов.
  • Совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
  • Систематизировать работу по обеспечению социально – психолого -  педагогического сопровождения.
  • Совершенствовать систему повышения квалификации педагогов школы.
  • Создать систему мониторинга реализации Программы и обеспечения её функционирования.
    1. Сроки реализации Программы

2011-2012 учебный год - подготовительный, теоретический этап. Определение основных направлений работы коллектива в рамках Программы. Составление Программы развития школы. Разработка образовательных и воспитательных подпрограмм по различным направлениям, апробация и внедрение.

2012-2013 учебный год – основной, практический этап. Работа коллектива по основным направлениям Программы. Мониторинг и экспертиза промежуточных результатов.

2013-2014 учебный год – завершающий, результативный. Анализ и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития, отчёт о результатах, постановка задач на новый период развития.

 

  1. Источники финансирования Программы

Бюджетное финансирование, внебюджетное финансирование.

  1. Ресурсное обеспечение реализации Программы

     Учреждение обеспечено  кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.

  1. Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы
  2. Внутренний мониторинг проводит администрация.
  3. Результаты обсуждаются один раз в полгода.
  4. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными  направлениями.
    1. Основные показатели, отражающие уровень достижения цели

Поддержка  талантливых детей:

  • процент учащихся, обучающихся по программам дополнительного образования (в процентном отношении от общего числа обучающихся);
  • процент  учащихся, принимающих участие в конкурсах и олимпиадах от общего числа учеников;
  • процент результативности учащихся от общего участия в конкурсах и олимпиадах.
  • процент вовлечённости  учащихся и педагогов в проектную деятельность.
  • количество участников и победителей  различных конкурсов проектных работ.
  • применение проектных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Повышение качества образовательных услуг:

  • число общеобразовательных предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в форме независимого оценивания.
  • удельный вес численности педагогических работников школы, прошедших аттестацию в соответствии с новым порядком аттестации, от общего числа педагогических работников школы;
  • удельный вес численности педагогических  работников, прошедших курсы повышения квалификации;
  • удельный вес и результативность педагогов, принимающих участие в работе методических объединений, семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах муниципального и регионального уровня.

Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения:

  • удельный вес учащихся задействованных в общественной жизни школы;
  • наличие устойчиво-положительной гражданской позиции среди учащихся;
  • сформированность нравственного потенциала учащихся;
  • отсутствие случаев постановки на учет учащихся школы в ПДН.

Создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и обеспечению психологического комфорта всех участников образовательного процесса:

  • сокращение пропусков учащихся по болезни;
  • удельный вес оснащенности спортивного зала в соответствии с современными стандартами;
  • удельный вес учебно-методических, информационно-наглядных  средств по спортивно-оздоровительной работе;
  • удельный вес массово-воспитательных мероприятий, способствующих оздоровительному эффекту в плане физического и психологического развития ребенка.

Комплексная интеграция управленческой и учебно-воспитательной деятельности в единую информационную среду:

  • удельный вес автоматизированных образовательно-управленческих операций;
  • удельный вес уроков и внеклассных мероприятий, проведенных с применением информационно-программной технологии обучения;
  • удельный вес компьютеров, приходящихся на одного учащегося;
  • обеспечение образовательного процесса современными программными продуктами;
  • функционирование локальной сети;
  • наличие единой информационной среды в школе.

Совершенствование воспитательной системы школы

  1. динамика уровня воспитанности школьников;
  2. удовлетворённость родителей воспитательной деятельностью школы;
  3. активность учащихся в воспитательных мероприятиях школы;
  4. процент участия школьников в системе самоуправления;
  5. методический уровень воспитательных мероприятий;
  6. рост уровня квалификации воспитателей.

 

  1. Система организации контроля выполнения Программы

Координация и контроль за выполнением Программы администрация школы оставляет за собой:

  • анализирует ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносит предложения на педагогический совет по его коррекции,
  • осуществляет информационное  и методическое обеспечение реализации Программы,
  • осуществляет тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и обучающихся в рамках своих компетенций,
  • готовит ежегодный доклад «О результатах деятельности МБС(К)ОУ «СКОШ – И для детей с ТНР» по реализации Программы развития.
  • Публичный отчет.
    1. Информационная справка
    2. Общая информация

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом:Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Сокращённое название: МБС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР»

Год основания: 1977

Учредитель: муниципальное образование «Город Березники», в лице комитета по вопросам образования администрации города Березники

Место нахождения (юридический и фактический и адрес): 618419 Пермский край, г. Березники, ул. Ломоносова, д.60.

Собственник имущества школы– муниципальное образование «Город Березники», в лице управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники.

Место нахождения: Юридический адрес: 618400 Пермский край, г.Березники, Советская площадь, д.1. Фактический адрес: 618417 Пермский край, г.Березники, ул. К.Маркса, д.50.

Место нахождения школы (юридический и фактический адрес):618400, Российская Федерация, Пермский край, г. Березники, улица К.Цеткин, дом 5.

ФИО руководителя: Наталья Николаевна Шилина.

Телефон: 26-36-96

Адрес электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

  1. Ресурсная база

Здания школы:

- учебный корпус

- столовая

- хозяйственный корпус

Учебные кабинеты – 21

Учебные мастерские – 1

Спортивный зал – 1

Футбольное поле с беговой дорожкой

Спортивная и игровая площадки

Кабинет информатики - 1

Оснащенность компьютерной техникой в кабинете информатики – 9

Число персональных ЭВМ – 33

Число переносных компьютеров - 7

Столовая – 45 посадочных мест

Медицинский блок (кабинет приёма, процедурный кабинет, комната для хранения медикаментов) – 1

Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на современном уровне проводить учебно-воспитательную работу с обучающимися. Школьный комплекс располагает актовым и спортивным залом, спортивной площадкой, столовой на 45 посадочных мест, библиотекой с книжным фондом, медицинским кабинетом. Школа стабильно функционирует.

  1. Кадровый состав. Обновление кадрового потенциала.

Администрация – 3 чел.

Специалисты – 1 чел.

Педагогический персонал – 32 чел.

Обслуживающий персонал – 10 чел.

В школе работает высокопрофессиональный педагогический коллектив.

 

Общее количество педагогических работников

46

 

Средний возраст педагогических работников

38 лет

Уровень квалификации педагогов

100% педагогов аттестовано

Имеют высшую квалификационную категорию

5

Имеют первую квалификационную категорию

12

Имеют вторую квалификационную категорию

14

Имеют высшее образование

28

Имеют среднее специальное образование

8

Количество учителей, прошедших профессиональную подготовку – 

100%

В школе сложился стабильный педагогический коллектив квалифицированных педагогов, способных к творческому поиску, считающих своей функцией осуществление целенаправленной социализации личности, осваивающих и внедряющих передовые педагогические технологии обучения. За годы реализации программы планируется:

  • повышение профессиональной, организационной и личностной культуры педагогов;
  • обеспечение безопасных условий труда, повышение качественных показателей состояния здоровья сотрудников;
  • совершенствование системы оплаты труда, увеличение процента качественных показателей по сравнению с количественными;
  • развитие демократического стиля управления, привлечение к соуправлению сотрудников через деятельность общественных структур;
  • рациональный учет количества рабочего времени, учебной нагрузки, чередование труда и отдыха, обеспечение условий для питания, отдыха, восстановления возможностей работников;
  • регулярное обновление функциональных, должностных обязанностей работников в целях рационализации труда;
  • привлечение профессиональных учителей-предметников (химия, биология, физика), молодых специалистов (специалисты, учителя, воспитатели),
  • ежегодное обеспечение прохождение курсов повышения квалификации всеми педагогическими сотрудниками;
  • варьирование программ курсовой подготовки (ФГОС, ГО ЧС, пожарная безопасность, СаНПиНы, ОТ и ТБ и т.д.);
  • обеспечение реализации программ обмена опытом внутри педагогического коллектива и между смежными по видам деятельности методическими сообществами;
    1. Обучающиеся

Общее количество обучающихся – 243.

1-4 классы – 127

5-10 классы – 116

 Дети проживают в различных районах города. Социальный состав школы неоднороден. По данным социальных паспортов классов и социального паспорта школы:

  • Детей из малообеспеченных семей –
  • Детей из многодетных семей- 25
  • Опекаемых - 8
  • Детей – инвалидов - 10
  • Детей из неблагополучных семей –7
  • Детей, состоящих на внутришкольном учёте («группа риска») – 13
  • Детей, состоящих на учёте в ОДН –

Таким образом, школа является учебным заведением, в котором контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей. образовательному уровню родителей. Анализ бесед с родителями показывает, что они ценят стабильный уровень образования, порядок в школе, безопасность, благоприятный микроклимат, высокий профессионализм педагогов, широкую систему воспитательной работы и дополнительного образования.

  1. Самоуправление

В школе действует система общественно-государственного управления: наряду с администрацией, в решении принципиальных вопросов развития школы участвуют советы самоуправления: Совет старшеклассников, Управляющий совет школы. Родители и учащиеся являются полноправными участниками образовательного процесса.

Совет старшеклассников, представляя интересы учащихся, участвует в планировании воспитательной работы школы. Основная цель его деятельности – воспитание гражданственных компетенций, развитие умения управлять. Совет старшеклассников является выборным органом школьного самоуправления. Состав совета ежегодно обновляется: открытым голосованием в него избираются ученики с 8 по 10 классы.

Основными задачами Управляющего совета школы являются:

  • определение основных направлений (подпрограмм) развития школы, особенностей её образовательной деятельности,
  • распределение стимулирующей части заработной платы учителей школы,
  • повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности школы,
  • содействие созданию в школе оптимальных условий и форм организации образовательного процесса,
  • контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе.
    1. Здоровьесберегающее пространство школы

Изучение медицинских карт учеников школы говорит о том, состояние здоровья детей школы следует признать недостаточным ввидупреобладания большого количества ребят, подверженных хроническим заболеваниям органов пищеварения, с нарушением состояния опорно-двигательного аппарата, заболеваниями ЛОР органов, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нервной системы. Большое количество обучающихся с нарушением осанки требует проведения регулярного подбора мебели, применения массажа, лечебной физкультуры. 10 детей в связи с заболеваниями относятся к группе инвалидов детства.

Учебные нагрузки требуют ежедневного физического и психического напряжения учащихся. Создание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения обучающихся стало главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства школы:

  • Здания школы, включая классные помещения, оборудование, школьную мебель соответствует требованиям СанПиН и Правилам пожарной безопасности.
  • Учебные занятия в школе проводятся в одну смену, во второй половине дня школа функционирует для внеклассной и кружковой работы, занятий спортом.
  • Осуществляется контроль качества поступающих продуктов на пищеблок, соблюдения сроков реализации продуктов, качества приготовления продукции.
  • Осуществляется соблюдение питьевого режима.
  • Во время проведения уроков проводятся динамические паузы, физкультминутки, подвижные перемены.
  • Во внеурочное время проводятся спортивные часы и соревнования по различным видам спорта.
  • Все случаи пропусков занятий контролируются педагогическим коллективом.
  • Учебные нагрузки не превышают возрастные нормы, оговорённые в СанПиН.
  • В школе существует наглядная агитация по безопасности детей на дорогах, пожарной и антитеррористической безопасности, профилактике инфекционных заболеваний.
  • Медицинский персонал в течение учебного года ведёт наблюдение, беседы, анкетирование, анализирует полученный материал, отражающий состояние здоровья учащихся.
  • Проводится ежегодная диспансеризация учащихся.
  • Медработники школы систематически проводят оздоровительную работу, делают профилактические прививки.
  • В рамках здоровьесберегающей программы ведётся работа по валеологическим программам, проводятся регулярные лекции по профилактике вредных привычек, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
    1. Общие сведения об организации учебно-воспитательного процесса

В педагогическое сообщество МБС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР» включены следующие участники образовательного взаимодействия: администрация, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинский работник, социальный педагог.

В содержании образования школы определены следующие приоритетные направления:

- обеспечение основного общего образования детей с ТНР, коррекция нарушений речи и обусловленных ими отклонений в психическом развитии обучающегося, способствование первоначальному становлению его личности, выявление и развитие его способностей.

  • создание комплекса условий для реализации государственных стандартов образования;

- обеспечение условий для успешной самореализации и личностного роста каждого субъекта педагогических отношений;

- овладение базовым уровнем научной и культурной информации.

В МБС(К)ОУ «СКОШ-И для детй с ТНР» подлежат зачислению дети, прошедшие ГПМПК, с диагнозами: ОНР II, IIIвида, с дизартрией, моторной алалией, ринолалией, с заиканием. Однако в последние годы дети, поступающие в школу, имеют и другие проблемы здоровья: нарушения слуха, зрения, ДЦП.  В результате коррекционной работы у обучающихся компенсируются нарушения речевого развития, и они могут продолжить обучение в школе общего вида.

Школа работает в одну смену. Обучение ведётся по программе школы Vвида: начальное общее образование (1-4 классы), основное общее образование (5-10 классы). Коррекционный лингвистический курс обучения представлен обязательными групповыми и индивидуальными коррекционными занятиями. Учебный план школы составленна основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Пермского края и следует основным принципам федерального базисного учебного плана. Он сохраняет принятую систему содержания образования и соответствует санитарным нормам и правилам, предъявляемым к организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения. Компоненты учебного плана в совокупности определяют максимальный объём обязательной нагрузки учащегося и позволяют соблюдать требования обязательного минимума содержания основного общего образования. Учебный план гарантирует овладение  выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений, навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования. По окончании 10 класса обучающиеся проходят ГИА и по итогам экзаменов получают аттестат о получении основного общего образования. В 2011 году все выпускники 10 класса прошли государственную итоговую аттестацию в новой форме.

  1. Методическое обеспечение образовательного процесса

Научно-методическая работа педагогического коллектива направлена на повышение качества образования и эффективности педагогической деятельности. Педагогический   коллектив школы проводит целенаправленную работу по методическому обеспечению образовательного процесса. Повседневное повышение профессионального мастерства происходит прежде всего на рабочем месте учителя, в школе. Поэтому школьная методическая служба – ключевое звено, которое обеспечивает развитие школы.

В школе работают Методические объединения педагогов:

  • учителей начальных классов;
  • учителей-предметников;
  • воспитателей.

Работа методических объединений осуществляется через разнообразные формы деятельности: теоретические и практические семинары, исследовательскую деятельность, открытые уроки, публикации своих материалов, круглые столы, деловые игры, конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года», защиту педагогических проектов и т.д.

  1. Проблемы, на решение которых направлена Программа развития

Несмотря на определённы достигнутые успехи в развитии школы, в совершенствовании содержания образования, существуют возможные риски, которые могут препятствовать достижению целей Программы.

  • Недостаточный уровень мотивации школьников к обучению.
  • Обучающиеся испытывают проблемы в создании новой информации (недостаточный уровень развития связной устной и письменной речи).
  • Обучающиеся школы не всегда умеют самостоятельно искать нужную информацию, систематизировать её, выделять причинно-следственные связи.
  • У значительной части школьников не сформированы активная гражданская позиция, система ценностей здорового образа жизни и способность противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье.
  • Увеличивается число обучающихся с отклонениями в здоровье. 
  • Возможности информационных технологий не в полной мере используются обучающимися как образовательный ресурс в учебной и  внеучебной деятельности.
  • Большинство школьников не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях.
  • В работе педагогического коллектива преобладают традиционные подходы к образовательному процессу. Темп внедрения инновационных, информационных и здоровьесберегающих технологий отстаёт от потребностей современного образовательного процесса.
  • Отсутствие заинтересованности у значительной части родителей в соуправлении образовательным процессом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: необходимо активизировать работу по внедрению инноваций в деятельность школы, систематизировать внедрение информационных технологий, совершенствовать содержание образования (в том числе дополнительного), развивать общественное управление и внешние связи школы.

         Основным результатом образования, как отмечается в Программе модернизации российского образования, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуника-ционной, информационной и прочих сферах. Следовательно, необходимо также отслеживать результаты образования с точки зрения сформированности ключевых компетенций, искать пути их повышения.

       На основе проблемно-ориентированного анализа образовательной ситуации в школе можно выделить следующие, наиболее актуальные для школы проблемы, на решение которых должна быть направлена Программа развития:

  1. Структура, содержание, программно-методическое, информационное обеспечение, применяемые технологии, формы, методы учебно-воспитательного процесса не в полной мере соответствуют концептуальным основам личностно-ориентированного, деятельностного, компетентного подходов, индивидуализации образования.
  2. Недостаточность знаний у педагогов школы современных методов и приёмов коррекции и компенсации, обучения и воспитания, и, как следствие, недостаточная эффективность в организации инновационной деятельности.
  3. Недостаточный уровень развития социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования.
  4. Необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения её воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся.
  5. Необходимость укрепления материально- технической базы.
  6. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.

          На  решение проблем, выявленных в ходе анализа, направлена Программа развития школы на 2011-2014 годы.

 

  1. Концепция Программы развития

         Программа развития школы на 2011- 2014 г.г. представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, этапы развития школы. Программа развития определяет приоритетные направления развития, предусматривает последовательность решения поставленных задач, оценивает эффективность структуры и способов управления, с помощью неё изучаются и внедряются новые технологии обучения и воспитания. В МБС(К)ОУ «СКОШ – И для детей с ТНР» необходимо совершенствовать условия для повышения эффективности комплексной помощи детям с ТНР в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, воспитания личности, способной адаптироваться  в современном обществе и успешно реализовать свои познавательные и социальные потребности. Согласно Концепции модернизации  Российского образования школа ставит перед собой задачу дифференциации образования и обучения учащихся, что необходимо выпускнику для дальнейшего выбора профессии и востребованности его на рынке труда. В процессе реализации Программы предполагается изменение структуры учебного процесса, корректировка содержания образовательных программ, а так же многоплановая работа по повышению профессиональной компетентности преподавателей.

Управление МБС(К)ОУ «СКОШ – И для детей с ТНР» осуществляется на основе законодательных и нормативных актов, принятых федеральными и региональными органами, законодательной и исполнительной власти, на основе ведомственных и нормативных актов. Общая законодательная база деятельности отражается в Уставе, локальных актах. Все разработанные и принятые документы соответствуют правовому статусу школы.

  1. Приоритетные направления развития школы

Стратегия модернизации Российского образования, разработка образовательных стандартов, информатизация образовательной среды определяют новые ориентиры в развитии образовательного учреждения, помогают создать организованно-экономические механизмы достижения поставленных образовательных целей. Программно-целевой подход к управлению развитием образования помогает чётко спланировать приоритетные направления деятельности школы, видеть перспективу развития образования в конкретном ОУ и в регионе в целом, своевременно и эффективно  решать возникающие проблемы.

На основании вышеизложенного были определены приоритетные направления развития школы:

  • Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, путём обновления структуры и содержания образования.
  • Внедрение новых современных методик коррекции речи и психического развития на основе научно-методического сотрудничества с научными и учебными заведениями в целях обеспечения усвоения каждым обучающимся общего образования.
  • Совершенствование содержания и технологий в образовательном процессе с ориентацией на ФГОС второго поколения.
  • Развитие воспитательной системы, создание условий для самоопределения учащихся в различных сферах жизнедеятельности общества, воспитание граждан, способных к преобразованию общества.
  • Обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
  • Создание условий для психолого-педагогической поддержки учащихся с особенностями здоровья.
  • Развитие кадрового потенциала - повышение квалификации и профессиональной подготовки административных и педагогических кадров школы.
  • Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе.

 

  1. Направления развития образовательной среды

На этапе проектирования коллектив задаёт определённый перечень значимых направлений развития среды. Содержание направлений должно соответствовать потенциальным потребностям детей и их семей и обеспечивать запросы различных категорий учащихся: мотивированных, талантливых, находящихся в трудной жизненной ситуации, с ограниченными возможностями и др. Направления имеют надпредметный, интегрирующий характер. В школе в качестве важнейших направлений развития – объектов проектирования в рамках Программы развития выделены следующие:

  • Реализация инновационных методик и технологий (проектно-исследовательская деятельность, ИКТ-технологии и др),
  • Учебно-познавательное направление.
  • Художественно-эстетическое направление.
  • Нравственно-патриотическое направление.
  • Здоровьесберегающее направление.

В рамках Программы развитие каждого направления регулируется частной подпрограммой.

 

Направление

Подпрограмма

Реализация инновационных методик и технологий

«Мой друг — компьютер»

«Школьная газета» (проектная работа)

«Техническое моделирование» (проектные работы)

Учебно-познавательное направление

«Мы за экологию жизни»

«Земля - наш общий дом»

«Экология»

Художественно-эстетическое направление

«Театрал».

«Вокальная студия»

«Театральный кружок»

Нравственно-патриотическое направление

«Истоки»

«Я–гражданин своего города, своей Родины»

«Азбука общения»

Здоровьесберегающее направление

«Здоровый класс»

«Спортивные игры в школе и на улице»

«Спорт и туризм»

«Счастливый ребенок – здоровый ребенок»

«Семья и школа»

 

  1. Направление «Реализация инновационных методик и технологий»

Усиление практической направленности образовательного процесса является значимым направлением работы педагогического коллектива школы. Работа по данному направлению предусматривает создание системы индивидуальных и групповых проектов учащихся по различным предметам и на межпредметной основе.

Подпрограмма: «Мой друг — компьютер»

Цель: Включить учащихся во внеклассную деятельность с возможностями использования ИКТ, которая будет способствовать развитию их творческого потенциала, совершенствованию коммуникативных навыков, становлению личности в информационно-коммуникационной среде.

Задачи:

  • Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • Развивать творческие, креативные способностей;
  • Предоставить  возможность реализоваться в соответствии со своими способностями и интересами;
  • Овладевать практическими умениями и навыками работы в различных видах программных продуктов.

 

Подпрограмма «Школьная газета» (проектная работа)

Цель проекта:Создание коммуникативного пространства, в котором учащиеся речевой школы  смогут проявить свои творческие способности.

Задачи:

  1. Создания коммуникативного пространства, в котором учащиеся речевой школы  смогут проявить свои творческие способности. Организовать практическую и социально значимую коллективную деятельность учащихся.
  2. Повысить познавательную активность учащихся, научить их находить источники информации.
  3. Развивать креативные способности учащихся, добиваться реализации их в практической деятельности.
  4. Совершенствовать умение учащихся пользоваться правилами при создании текстов: глубина раскрытия темы, логика изложения, композиционная стройность, правильность и грамотность оформления задания, дизайн, умение изложить самое ценное и интересное; умение пользоваться различными видами словарей, использовать собственные материалы, умение защитить свою точку зрения.

Подпрограмма «Техническое моделирование»

Цель: Стремление   педагогов,  обучающихся   и   их   родителей  создать   условия  для  социального   и   профессионального   самоопределения  детей  и  подростков,   занимающихся   по   данной   программе.

Задачи:

  1. Обучающие:    практически    закрепить    и    расширить    знания   обучающихся   по   математике   (выполнение   простейших   расчетов),    по   техническому   дизайну,   по   технологии   обработки   различных   материалов,   используемых   в   автомоделировании   и   др.,   в   объеме,    способствующем   достижению   успеха   в   проектировании,   изготовлении   и   управлении   работой   автомобилей.
  2. Воспитательные:   мотивация   интереса   обучающихся   к   занятиям   техническим    видам   спорта,   к   освоению   теории   и   практики  повышения    спортивно-технического   мастерства   автомоделистов,    к   самообразованию,   самопознанию  и   самосовершенствованию.
  3. Развивающие:   выявление   и   развитие   природных   задатков   и   способностей   обучающихся   проявляющих   интерес   к   техническому   моделированию.
    1. Учебно-познавательное направление

Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Учебно-познавательное направление предполагает использование исследовательского метода в процессе познания, направленного на творческое развитие личности, интеллекта, накопление детьми достоверных конкретно-образных представлений об окружающем мире. 

Подпрограмма  «Мы за экологию жизни»

Цель: Формирование у учащихся потребности к самообучению и повышению уровня своей экологической культуры, готовности принимать участие в эколого-просветительской деятельности и природоохранных мероприятиях в рамках школьного и внешкольного пространства.

Задачи:

  1. Формирование у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в окружающей природной среде.
  2. Формирование у учащихся понимания личной ответственности за свои негативные воздействия на окружающую среду.
  3. Формирование готовности вести экологически здоровый образ жизни.
  4. Формирование у школьников нравственного и эстетического отношения к природе.

Подпрограмма «Земля - наш общий дом»

Цель: воспитание экологического сознания у детей; привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и  охране окружающей среды.

Задачи:

  1. Вовлечение обучающихся в процесс экономного использования энергоресурсов;
  2. Поиск методов эффективного использования энергии с целью уменьшения потерь при эксплуатации приборов электроосвещения, отопления, водоснабжения;
  3. Распространение приобретенного опыта по энергосбережению среди сверстников, родителей.

Подпрограмма:  «Экология»

Цель: Формирование основы экологического мировоззрения в части передачи знаний о взаимосвязях в природе.

Задачи:

  1. Углубить и расширить имеющиеся у школьников знания экологии, знания о природе, полученные в начальной школе;
  2. Формировать экологический взгляд на мир, целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;
  3. Воспитывать экологическую культуру, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет от разрушительных для экосистем действий.
    1. Художественно-эстетическое направление.

Работа по художественно-эстетическому направлению, проходит интегрированным курсом через такие разделы программы, как музыкальное воспитание, художественно-эстетическое развитие, знакомство с художественной литературой. 

Подпрограмма: «Театрал».

Цель: Воспитание нравственного человека, способного  к эстетическому восприятию художественных произведений и самовыражению своих чувств и переживаний средствами театрализованной деятельности, совершенствование речевого развития.

Задачи:

  1. Формировать правильное восприятие и понимание содержания текста художественного произведения.
  2. Активизировать, обогащать и развивать речь учащихся (просодическую часть), формируя умение выражать свои мысли через передачу характерных особенностей героя произведения средствами театрализованной деятельности.
  3. Знакомить с новыми произведениями, рассматривая их через призму театрализованной деятельности.
  4. Вырабатывать эстетический вкус к литературе.
  5. Формировать культуру чувств, общения.
  6. Приобщить к этой деятельности родителей учащихся.

Подпрограмма «Вокальная студия»

Цель: Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Задачи:

  1. Формирование устойчивого интереса к пению
  2. Обучение выразительному пению
  3. Обучение певческим навыкам
  4. Развитие слуха и голоса детей.
  5. Формирование голосового аппарата.
  6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
  8. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  9. Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Подпрограмма «Театральный кружок»

Цель: Создание творческой группы для подготовки  школьного спектакля.

Задачи:

  1. Совершенствование речевых навыков.
  2. Развитие творческих способностей.
  3. Развитие коммуникативных навыков детей.
    1. Нравственно-патриотическое направление.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Программа предполагает взаимосвязь между нравственным и патриотическим воспитанием. Работа по этому направлению осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.

Подпрограмма «Истоки»

Цель: Воспитание у учащихся патриотических чувств и любви к своей Родине, городу, семье посредством занятий в кружке «Народный фольклор» и внеклассной работе класса. Приобщить учащихся к поисковой работе.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности и активность учащихся.
  2. Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию детей;
  3. Воспитывать любовь и уважение к своему народу и своей земле.
  4. Приобщение к истории своей семьи, города;
  5. Устойчивые положительные результаты обучения;
  6. Приобщение к исследовательской деятельности.
  7. Повышение уровня социальной комфортности в коллективе.

Подпрограмма: «Я – гражданин своего города, своей Родины»

Цель: Гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
  4. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, а также шедевры живописи и архитектуры. Обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
  5. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  6. Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  7. Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

 

Подпрограмма «Азбука общения»

Цель: Формирование личностных и ценно-ориентационных качеств обучающихся для становления личности как субъекта собственной жизни; создание условий понимания своего эмоционального состояния и состояния окружающих для успешного сотрудничества.

Задачи:

  1. Научить детей осознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения; научить анализировать различные ситуации, вербальные и невербальные действия участников общения;
  2. Развить навыки наблюдения и самонаблюдения; развить умения, необходимые для успешного общения с окружающими и самим собой.
  3. Воспитывать уважение к окружающим и самоуважение каждой личности к себе.
    1. Здоровьесберегающее направление.

Здоровьесбрежение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, медицинских работников, социального педагога, психолога, нацеленной на формирование культуры здоровья учащихся.

Подпрограмма: «Здоровый класс»

Цель:Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Задачи:

  1. Нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
  2. Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения  школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся.
  3. Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащимися.
  4. Развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического состояния учащихся.
  5. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
  6. Ведение реабилитационных карт на каждого ребёнка.

Подпрограмма « Спортивные игры в школе и на улице»

Цель: Совершенствование  физического развития учащихся с ТНР и повышения их функциональных возможностей.

Задачи:

  1. Содействие всестороннему, гармоничному, интеллектуальному, физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.
  2. Привлечение детей к систематическим занятиям спортом.
  3. Овладение школой движений.- профилактика заболеваний; - воспитание морально-этических и волевых качеств.

Подпрограмма «Спорт и туризм»

Цель:Формирование, укрепление и сохранение здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Развитие и укрепление системы взаимосвязи и отрудничества учащихся, учителя  и родителей;
  2. Формирование у учащихся осознанного выбора  здорового образа жизни;
  3. Повышение уровня физической подготовки  школьников;
  4. Создание адаптивной образовательной среды для  учащихся с проблемами в здоровье и  развитии;
  5. Обеспечение каждому ребенку физиологического и психологического комфорта в школе.

Подпрограмма: «Счастливый ребенок – здоровый ребенок»

Цель: Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие позитивного мышления и обучение приемам творческого самовыражения.

Задачи:

  1. Снижение эмоционального напряжения.
  2. Создание положительного эмоционального настроения учащихся.
  3. Обучение приемам позитивного мышления.
  4. Развитие эмоционально-волевой регуляции.
  5. Формирование у детей умений справляться с переживаниями.
  6. Вооружение родителей знаниями о способах и методах восстановления нормального эмоционального самочувствия ребенка, создание условий для его полноценного психического развития.
  7. Формирование у родителей знаний о путях и способах преодоления стрессовых ситуаций

Подпрограмма: «Семья и школа»

Цель: Укрепление связи семьи и школы, максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  2. Формирование положительной мотивации к ведению здорового образа жизни, умение управлять своим здоровьем, привитие чувства ответственности за своё здоровье.
  3. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
  5. Обновление содержания и технологий обучения с учётом современных требований к ним, повышение качества образования.
  6. Повышение результатов учебно-коррекционной работы, организация полноценной речевой деятельности обучающихся с ТНР с целью их социальной адаптации.
  7. Обеспечение преемственности и непрерывности образования на всех уровнях образования на основе альтернативных образовательных программ и современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения в системе непрерывного образования.
  8. Повышение общего уровня успеваемости обучающихся, улучшение показателей сдачи учащимися ГИА.
  9. Удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам.
  10. Увеличение количества учащихся, результативно выступивших на олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях, фестивалях  различного уровня.
  11. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни.
  12. Успешная социализация учащихся в образовательном пространстве школы.
  13. Создание условий для творческой самореализации учителя.
  14. Развитие воспитательного потенциала образовательного учреждения.
  15. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников школы (в том числе в области проектно-исследовательской деятельности, интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий), повышение сплочённости и целенаправленности работы коллектива.
  16. Повышение оснащённости образовательного процесса современными материально-техническими и технологическими средствами.
  17. В качестве важнейшего результата образования Программа предполагает умение выпускника выстраивать свой жизненный проект согласно социальной и гражданской ответственности.
    1. Промежуточные результаты

На подготовительном, теоретическом этапе в 2011-2012 учебном году  были определены основные направления работы коллектива, создана Программа развития школы, разработаны образовательные и воспитательные подпрограммы, календарно-тематические планы по различным направлениям образовательной деятельности. На этом этапе началась апробация и внедрение новых форм и методов работы. На базе детских ученических коллективов были организованы временные научно-исследовательские коллективы и творческие группы для реализации Подпрограммы развития. В работе была использована технология творческой деятельности, цели которой:

  • выявление, учёт, развитие творческих способностей детей и приобщение их к многообразию творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, проект, исследовании, театрализованное выступление и т.д.);
  • воспитание общественно-активной творческой личности.

Эта технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Творческая деятельность  детей направлена на поиск, изобретение, исследование и имеет социальную значимость. Ещё одна особенность работы коллектива – это введение в педагогические технологии исследовательских методов. Это позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространённых видов исследовательской деятельности школьников, применяемых нами в образовательном процессе, является метод проектов. Метод проектов- образовательная технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, что даёт школьнику возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Так же в работе были использованы игровые технологии, которые обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Игровая технология, как показывает практика, применяется с успехом в работе с обучающимися различного возраста и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности. Что касается деятельности педагогического коллектива, то новым ориентиром в учебно-методической работе становится процесс не столько информирования учителей о научных достижениях, сколько проектирование деятельности самих педагогов по овладению новыми знаниями путём самообразования, самоорганизации, саморазвития и формирование, таким образом, компетенции и педагогического творчества. Так же в этом учебном году была проведена диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации и 100% педагогов обучены на КПК. Педагогический коллектив школы добился положительной динамики по следующим показателям развития школы:

  • готовность педагогов к саморазвитию,
  • готовность учащихся к саморазвитию,
  • рост профессионализма учителей,
  • высокий процент учащихся, занятых в кружках, в работе творческих групп.

В 2012-2013 учебном году была проведена работа по совершенствованию учебного плана школы, который дал возможность реализовать повышенное качество образования по отдельным образовательным областям и был направлен на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся. Так же были скорректированы учебно-воспитательные подпрограммы. В соответствии с этими документами был организован учебно-воспитательный процесс по основным направлениям Программы развития. Была расширена система внеурочной деятельности детей. В школе действуют объединения дополнительного образования, которые посещают все воспитанники. Особое внимание уделялось внеурочной занятости детей «группы риска». Была продолжена работа по развитию сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, обучающихся и родителей. Формы сотрудничества использовались разные: организация досуга школьников, совместная деятельность в кружках, студиях, совместное проведение уроков, родительских собраний, общешкольных мероприятий, праздников, экскурсий. Результатом привлечения родительской общественности  к организации учебно-воспитательного процесса в школе стало усиление воспитательных и образовательных возможностей семьи, повышение уровня педагогической культуры родителей. Большое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья учащихся, внедрение здоровьесберегающих технологий, соответствия условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся и родителей. В течение года был создан информационный банк данных достижений обучающихся и преподавателей, была проведена презентация передового опыта учителей образовательного учреждения, достижений обучающихся как на базе школы, так и на городском, краевом, федеральном уровнях (публикации работ, участие в творческих конкурсах, фестивалях, предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, интернет-проектах). Мониторинг и экспертиза промежуточных результатов показали увеличение количества учащихся, результативно выступивших на олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях, соревнованиях различного уровня; повышение профессиональной грамотности членов коллектива школы; повышение сплочённости и целенаправленности работы коллектива. В школе функционировали творческие группы учителей по общим педагогическим проблемам, успешно решалась задача повышения профессионального мастерства учителей, переподготовки педагогических и руководящих кадров. Наиболее успешно был реализован план развития школы по следующим направлениям:

  • Обновление содержания образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, изменения в технологиях обучения,
  • Использование новых информационно-коммуникационных технологий,
  • Развитие социокультурного пространства школы, внешних связей, участие общественности в управлении школой.

Отмечается позитивное отношение к школе выпускников, родителей, местного сообщества. Но говорить о полном решении заявленных целей и задач нельзя. Необходимо продолжить работу по обеспечению дальнейшего роста качества образования, внедрению инноваций в деятельность школы, по формированию у школьников ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, информационной и прочих сферах, по совершенствованию воспитательной системы с целью повышения её воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся. Педагогический коллектив школы способен обеспечить высокий уровень качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, формирования у школьников способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества. В 2013-2014 учебном году работа по основным направлениям программы развития будет продолжена. Через повышение роли дополнительного образования в школе, через систему работы клубов по интересам будут создаваться условия для самореализации детей в системе внеурочной деятельности.

 



Карта сайта